Фрай еще в своем отзыве в Фантоме отмечал что "не
писал о ней только ленивый". Собственно, такая бурная реакция
неудивительна - Толстая - замечательный писатель, известный еще с
конца 80-х своими замечательными рассказами. Помню, уже первая ее
публикация нескольких новелл в "Новом Мире" вызвала отклик по всему
диапазону критики: от "почвенников" до "западников". И вот, те и
другие уже давно почили в бозе, а Толстая тут как тут, живее всех
живых, написала первый свой роман.
Роман этот - событие во всей русскоязычной словестности, а
уж фантастики, каковой он является, бо - по сюжету типичная
посткатастрофа, и тем более, поскольку, как ни крути, тут такого
уровня книги встречаются нечасто. "Заходите в гости, мышь
свежайшая", - цитируют все подряд, а что Толстую не цитировать, если
ее язык - просто праздник какой-то. Вот читаешь и радуешься - уж
больно веселы ве эти лингвистические изыски, безо всякой
отпугивающей любителей жанра "зауми". Впрочем и "элитарный" читатель
найдет множество любимых лабиринтов и флажков. Нашлись знатоки,
назвавшие "Кысь" "лингвистической фантастикой", но сюжет на откуп
форме (в отличие от хорошо написанных, но скууушных и часто
политически ангажированных романов Лукина) вовсе не пошел, а
наоборот очень даже есть, с "маралью", все как положено. Вот
тут-то как раз, в "марали", может и единственный недостаток романа.
Книжка-то про людей и искусство, про то, что люди без искусства -
недолюди, а люди, живущие лишь искусством - ничем, собственно, не
лучше. Уж очень явственно Татьяна Никитична проталкивает сию
нехитрую мудрость особенно в самом финале романа, что несколько
раздражает. Но не суть это главное, а главное, что "Кысь",
литературнее, веселее, интереснее, содержательнее 99-ти процентов
всей русскоязычной фантастики прошлого года. То, что на конах она
пока не получила ни единой награды, а в рейтинг ФИДО даже и не вошла
- позор нашего фэндома и околофантастической критики.
SK
|